Как выбрать СВОЕГО наставника?
Мудрый наставник, выслушав все «хочу», «могу», «не могу», «как
быть» и «что делать», задает правильные вопросы, а клиент самостоятельно
ищет правильные ответы.
Правильный ответ – это тот ответ, который работает в данной
конкретной ситуации, в определенное время и в определенном месте.
Мудрый наставник – это эмпат, он может
примерить и «одежду» и «башмаки» любого, он может соглашаться или не
соглашаться с клиентом, поддерживать его или не поддерживать, но он
всегда может посмотреть на ситуацию с позиции клиента, при этом отделяя
свои чувства от его чувств, дабы сохранить непредвзятость. Мудрый
наставник всегда руководствуется библейской заповедью «не судите, да не
судимы будете».
Он может говорить: «Делай как я» и/или давать советы, все зависит
от времени, места, конкретного человека и поставленных задач. Зачем
изобретать велосипед, если он уже изобретен, зачем тратить время и силы?
Как пришить пуговицу? Как испечь яблочный пирог? Как починить
водопровод? Куда вложить свободные деньги?» …… На эти и многие другие
вопросы вы можете попросить совета у знатоков своего дела.
А вот на вопросы: «Кто я? Зачем я? Каковы мои потребности, цели?
Как достичь желаемого? Какие способности я хочу развить и как я хочу их
использовать? Причины моих побед и поражений? Какой пирог вкуснее:
яблочный или вишневый?» и т.д., вам необходимо искать ответы внутри
себя. А наставник (если он профессионал) чутко (чуткость – это
сочувствие) и одновременно твердо (твердость – это умение говорить
правду), не навязывая свою систему ценностей и убеждений, не навязывая
своего мировоззрения, поможет вам на пути поисков, поддержит и обратит
ваше внимание на те «мелочи», которые вы не заметили.
С чего начинать свое обучение? С тренинга «Личностный рост» или
тренинга «Эффективные продажи», или тренинга «Управление временем» или
….
Если чувствуете неудовлетворенность собой, работой,
взаимоотношениями, начинайте с себя. Ищите ответы на вопросы «Кто я?»,
«Зачем я?», «Что я думаю о себе, своей работе, о своем окружении, о
жизни?», «Почему я так думаю, и как мои мысли влияют на мою жизнь?».
Справедливости ради, хочу заметить, что эти вопросы периодически будут
вставать перед вами снова и снова, а ответы будут меняться с изменением
уровня понимания того «как вещи происходят», не «что происходит, а
как».
Помочь вам в этом поиске, сможет человек, который прошел этот
путь и нашел ответы для себя. Одна умная женщина как-то сказала: «Мы все
ученики одной школы, которая называется жизнь, но учимся в разных
классах».
Важно, чтобы ваш наставник был старше вас, хотя бы на 3-4 «класса». Как понять «старшеклассник» ваш наставник или нет?
Если все, что говорит и делает этот человек вам знакомо,
привычно, понятно, не вызывает раздражения, гнева или бурного восторга,
вопросов «а почему он так думает?; а что он знает такого, чего не знаю
я?» и т.д., значит он ваш «одноклассник» и в общении с ним вы укрепите
свою веру.
Если все знакомо, и вы понимаете, что человек не «в теме», значит предполагаемый наставник «младшеклассник».
А если возникают вопросы «почему? что? как?», возможно сердце
говорит «да!», а разум «не понимаю» или «что за чушь?!»; может быть,
вы даже почувствуете гнев, боль, чувство вины, страх – это значит, вы
нашли наставника. При выборе наставника, особенно персонального,
прислушайтесь к своим чувствам. Помните, чрезмерно радостное возбуждение
или раздражение, плохие советчики. Расслабьтесь, успокойтесь и
постарайтесь понять: доверяете ли вы этому человеку? Совпадение
нравственных ценностей имеет первостепенное значение. В любом деле, как и
в личных взаимоотношениях в большинстве случаев можно согласовать все:
цели, методы, сроки, но согласовать нравственные ценности не возможно.
Несовпадение нравственных ценностей одна из главных причин межличностных
конфликтов, внутренних сомнений и противоречий , и вследствие, причина
физических и психических заболеваний.
В современном обществе огромный дефицит Любви, израненная душа
ищет исцеления и часто попадает на удочку красноречивых прохвостов,
которые носят маску доброхотов. Израненная душа, так нуждается в заботе и
понимании, что уже не может отличить Любовь от Жалости, готова
довериться любому кто говорит сладко и обещает, что ее жизнь станет
сказкой, если она будет послушной и очень боится Правды.
Помните, что врач применяет то лекарство, которое исцеляет, каким
бы оно ни казалось людям, горьким или сладким, а хорошо «подвешенный
язык» - это еще не признак разумности. А еще, перечитайте на досуге
басню Крылова «Ворона и Лисица».
Возможно, очень скоро вы перерастете своего наставника. Уровень
наставника не определяется ни возрастом (хотя мудрость
выкристаллизовывается с годами), ни социальным статусом, ни формальным
образованием. Знать – это еще не понимать. Знание – это набор
информации. Понимание – это осознание того, что знаешь. Ребенок, может
быть мудрее, своих родителей; бабушка из заброшенной деревни, не знающая
азбуки и таблицы умножения, может быть мудрее академика.
Прежде чем развивать межличностный вид интеллекта, который
предполагает изучение приемов активного слушания, правил общения,
типологии клиентов и т.п., начните с внутриличностного. Чтобы,
вышеперечисленные знания использовать естественно и во благо, вам
необходимо «возлюбить ближнего своего, как самого себя». Возлюбить
ближнего можно только, полюбив себя. А став уравновешенным человеком
(хозяином своего разума и своих чувств), научившись действовать
спонтанно, то есть доверять своему внутреннему голосу, вы всегда будете
знать, что делать и что сказать. Правила не способствуют установлению
доверительных и долгосрочных отношений. В любых взаимоотношениях главную
роль играет ИСКРЕННОСТЬ! Начинайте с себя!
Если вам необходимо повысить свой профессиональный уровень,
ищите профессионала в своей области, который выполняет работу лучше, чем
вы.
Например: продавать конкретный товар, вас научит человек,
который продает этот же товар и делает это на отлично. Никакой тренер,
который видел ваш товар издалека или даже держал его в руках и изучил
всю возможную справочную литературу, не знает все «изюминки» товара так,
как ПРОДАВЕЦ с большой буквы. У тренера, который сам не продавал этот
товар, нет коллекции чудесных «продающих эпитетов» и отзывов
покупателей. Специалист по продажам другого продукта, может дать общие
рекомендации и обратить ваше внимание на ключевые моменты в продаже. У
маркетолога-практика вы можете научиться способам продвижения товара,
которые апробировал ПРОДАВЕЦ с большой буквы.
Говорят продавать, не учить, - это разные компетенции.
Совершенно справедливо, не каждый профи в своем деле, может научить
другого. Но для теоретика – это еще сложнее, только пытливый и
целеустремленный ум может извлечь пользу из теории далекой от практики,
«ведь жизнь нельзя подогнать под выверенную схему». У практика можно
научиться, просто наблюдая за ним.
Этот совет, можно отнести к любому виду деятельности, чему бы вы
хотели научиться?! Составлять финансовые отчеты, выращивать цветы,
выпиливать лобзиком, вышивать крестиком или руководить международной
корпорацией?
Два основных вида тренеров, консультантов, коучей (далее по тексту - наставников): ремесленники и мастера.
История двух башмачников, придуманная тренером Ириной Шевцовой.
«У одного сапожника были два ученика. Один из них - очень
прилежный. Он смотрел и слушал своего учителя и старался повторить все,
что делал тот: учился точно снимать мерки, аккуратно раскраивать кожу,
делать красивые швы и стал хорошим сапожником. Он пошел по пути
ремесленника: шил качественную, добротную обувь, такую же, как и его
учитель. И люди были ему благодарны.
Второй ученик был внимательным и любопытным. Он тоже
наблюдал за работой учителя и тоже слушал его, но при этом пытался
понять - почему учитель делает именно так? Ученик задавал много вопросов
и сам искал на них ответы. Он не стремился делать такую же обувь, как у
учителя, он делал ее по-своему. Этот ученик пошел по пути мастера:
постигал суть сапожного дела и каждая пара его обуви была не похожа на
предыдущую. Когда он снимал мерки с ноги заказчика, то сам становился
этой ногой, чувствовал ее неповторимость, понимал ее нужды и желания.
Затем он шил такую обувь, которая нужна была этой ноге. И люди были ему
благодарны».
Два вида наставников – ремесленников: ремесленник-теоретик и ремесленник-практик.
Они делают все, что положено и предписано, для них форма важнее
содержания. Такие наставники избегают «незапланированных вопросов», ведь
сами не задавали вопросы и не искали ответы, поэтому боятся оказаться в
дураках. Нежелание группы активно участвовать в процессе, вызывает у
таких наставников возмущение, которое они, безусловно, стараются не
демонстрировать явно, а списывают все на лень участников занятий и не
стараются найти истинную причину такого поведения.
Главное отличие ремесленника-теоретика от
ремесленника-практика то, что теоретик никогда не применял свои знания
на практике, он знает, но не понимает «как это работает».
Ремесленник-теоретик обладает хорошо развитым вербальным интеллектом,
т.е. способностью запоминать большие объемы информации и оперировать
словами, символами, числами, идеями, логическими доводами. Такой
«наставник» может быть эффективным на презентациях, где не
предполагается живое общение. Мастер-класс и прочие обучающие занятия,
где присутствуют активные, непосредственные участники, легко выбьют
его из колеи.
Наставник – мастер делает то, что необходимо в
конкретной ситуации, для него содержание важнее формы. Он не обременяет
занятие многочисленными правилами, он не боится, как сказал один
торговый агент, что «обезьяны начнут управлять зоопарком», он не боится
«хаоса» и позволяет процессу развиваться естественно. Он любит
неожиданные вопросы, потому что сам постоянно находится в поиске и
стремится к самосовершенствованию.
Не большое предостережение: не думайте, что наставник (будь
он семи пядей во лбу) решит ваши проблемы, изменит вас и вашу жизнь.
Сделать это может только Бог (Природа, как вам будет угодно), но он
отказался от этого права в вашу пользу. Только «хочу» и «готов», а также
конкретные действия с вашей стороны, изменят вас и вашу жизнь.
Наставник - это всего лишь проводник знаний и опыта. Можно передать
знание об истине, но научить истине невозможно, истину можно только
познать, а осознание происходит наедине с собой, как вспышка озарения.
Профессиональный опыт – это практика, практика и еще раз практика!
Думай самостоятельно, не подчиняйся толпе!
|