Имеющий уши, да услышит! Имеющий глаза, да увидит! (с)
Многие знают, что каждый из нас воспринимает мир по-разному, через
различные каналы восприятия, т.е. репрезентативные системы. Детки наши
не исключение
Для эффективного взаимодейтсвия разговаривать с детишками лучше на их
языке восприятия. Тогда сказанное вами будет не просто прослУшано, а и
усылЫшано
Кому интересно про репрезентативные системы в принципе - почитайте
книги основателей НЛП об этих системах. Например: Майкл Гpиндеp
"Исправление школьного конвейера", Р. Бэндлер Дж.Гриндер "Из лягушек -
в принцы"
Ваше взаимодействие с детишками станет более эффективным,
Понимание вас догонит и больше не отпустит
Ну и по этой теме есть хорошая статья Аси Штейн "Такие разные дети"
Предлагаю вам вкратце познакомиться с переведенной Асей классификацией детишек
Ребенок снова не оправдал наши ожидания…«Я в его возрасте Бетховена
играла, а он ноты не может выучить!» «Математику запустил, только
книжки читает целыми днями!», «Старшая все задания из Кубиков Никитина
в этом возрасте переделала, а младшая смотреть на них не хочет!», «Все
бы ему рисовать, а по русскому – одно двойки!» ... Почему-то нам
труднее всего понять и принять в собственных детях, именно то, что хуже
всего поддается изменению: врожденные свойства характера, тип
темперамента, пути постижения им мира. Ожидая малыша, мы представляем
себе, каким он будет. Мы мечтаем о мальчике или девочке, наделяем их
осязаемыми чертами: у него будут папины глаза и бабушкин подбородок,
волосы обязательно будут виться, как у дедушки, ну, а характер, конечно
же, мой, и у него (или у нее!) будут такие же прекрасные способности к
живописи (или музыке, языкам), как были у меня, но уж я-то сделаю все,
чтобы он добился…
Стоп! вот мы и попали в ловушку из которой выбраться будет
очень нелегко. Мы готовы примириться с тем, что малыш оказался не того
пола, который был задуман, прощаем ему бабушкины серые глаза вместо
папиных голубых, но часто приходим в ярость от того, что малыш не похож
на нас по характеру, что у него иной темперамент, что он вообще не
такой, как мы. Едва начав держать головку, малыш начинает заявлять о
себе, как о личности, и если эта личность не похожа на маму с папой,
родители приходят в негодование: «Веретено, ни секунды не посидит!» –
возмущается спокойная, уравновешенная мама. «Вялый, пассивный, с места
не сдвинешь!» – недоволен решительный, темпераментный папа.
Начинается многолетняя, непримиримая борьба. Если «победите» вы, малыш
смирится со своей непонятостью и станет «послушным»: безынициативным,
серым существом, начисто лишенным способности к творчеству,
расплачиваясь за вашу победу неврозами, депрессиями, аутизмом. Ну, а
если ребенку повезет, и он сумеет выстоять в этой борьбе, то не
удивляйтесь, что он начнет проявлять свое «я» агрессивными способами:
истериками, хулиганскими выходками, уходом в дурные компании.
Но можно уладить дело иначе. Достаточно с самого начала
признать за ребенком право быть непохожим на нас и вообще на кого бы то
ни было и научиться понимать и принимать его таким, какой он есть.
Причины психологических и поведенческих различий между людьми так
глубоки и сложны, что современная наука (психология, нейрофизиология)
только-только подбирается к их изучению. Многие из них связаны с тем,
какое полушарие мозга является у человека ведущим. Наш мозг
асимметричен, и в коре его полушарий расположены центры, отвечающие за
различные функции и виды деятельности. Левое полушарие –
«аналитическое», оно дробит целостный образ на знаки, систематизирует
их, благодаря ему человек воспринимает мир как совокупность знаковых
систем. Правое полушарие – интуитивно-образное, его работа строится
иначе: информация поступает сюда нерасчлененной и воспринимается как
единое целое. Левое полушарие помогает нам говорить и понимать речь,
считать и разбираться в схемах и картах. Благодаря правому,
«творческому», полушарию мы способны рисовать и наслаждаться живописью,
сочинять и слушать музыку, испытывать озарения и творческие порывы.
У каждого человека доминирует одно из полушарий. Значительная
часть людей левополушарны (как правило, все они правши), у ярко
выраженных левшей доминирующее полушарие – правое, но и среди правшей
немало таких, у кого правое полушарие больше влияет на сознание, чем
левое. У таких людей могут быть равно активны обе руки; при ведущей
правой руке может доминировать левый глаз или ухо. Иными словами,
правое и левое полушарие могут по-разному взаимодействовать друг с
другом, а это, в свою очередь, повлияет на то, будет человек «технарем»
или «гуманитарием», романтиком или прагматиком. (Подробнее о
нейропсихических особенностях право- и левополушарных детей можно
прочесть в книге В.Д. Еремеевой и Т.П. Хризман «Мальчики и девочки, два
разных мира», откуда и получена эта информация)
Тонкие процессы, происходящие в нашем мозгу практически не
поддаются корректировке, их можно только грубо нарушить, а значит
поломать психику и исковеркать судьбу вашего ребенка. Вы можете сколько
угодно заставлять малыша ходить «на музыку», которую он ненавидит, но
он не только не будет музыкантом, но, скорее всего, вообще никогда в
жизни не подойдет к инструменту после окончания школы, если по
психическому складу ему ближе словесное творчество. И даже закончив
из-под палки экономический ВУЗ, потому что «легче будет устроиться»,
ваш ребенок вряд ли станет хорошим профессионалом, если по типу
характера он – созерцатель.
В зависимости от взаимодействия правого и левого полушарий, и,
возможно, еще от каких-то неведомых нам причин, дети по-разному
воспринимают информацию, используют для связи с окружающим миром
различные каналы. Одним легче выразить себя в слове, для других гораздо
важнее цвет, третьи лучше всего воспринимают и выражают информацию с
помощью схем и таблиц, стихия четвертых – звук и музыка.
Определив психологический тип ребенка, мы сможем не только
развивать его врожденные способности, но и вообще научиться лучше
понимать малыша, найти с ним «общий язык», выстроить систему обучения
таким способом, чтобы он смог получать информацию наиболее естественным
и доступным для него способом. А значит, сделаем так, чтобы наш ребенок
был счастлив, чувствовал себя понятым и любимым, не испытывал стрессов
при учебе в школе, имел возможность заниматься творчеством.
Оговорюсь сразу, что в основе моей статьи не лежат серьезные
научные исследования или статистические выкладки, только мой личный
материнский и педагогический опыт. За годы работы с детьми разных
возрастов я выделила для себя, в зависимости от того, какой канал
восприятия и выражения ближе ребенку, четыре основных типа характера.
Хотя, конечно, не стоит стремиться обязательно впихнуть малыша в
«прокрустово ложе» психологической классификации. Достаточно лишь
попытаться понять: а как мне лучше вести себя с малышом, чтобы он меня
понял? Что мне нужно знать о нем, чтобы понять его?