*****

ТОТ ДЕНЬ, КОГДА ВЫ ПОЛНОСТЬЮ ВОЗЬМЕТЕ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ БУДУЩЕЕ И ПРЕКРАТИТЕ ИСКАТЬ ОПРАВДАНИЯ СОМНЕНИЯМ, СТАНЕТ ДНЕМ НАЧАЛА ДВИЖЕНИЯ К ВЕРШИНАМ!!! Питер Пол

...

Самомнение — враг совершенствования.
Бион Бористенит

Форма входа

Поиск

Календарь

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Закладки в





Пятница, 26.04.2024, 08:01
Приветствую Вас Гость | RSS
         

International Centre of Evolution / ICE

СО-РАЗВИТИЕ    Международный Центр

Главная | Регистрация | Вход
Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи » Психология

Самосовершенствование

В Психологическом словаре понятия «самосовершенствование» почему-то нет. Есть самовыражение, самоконтроль, самосознание, саморегуляция, самоуничежение и даже самоубийство. Всего в словаре 53 понятия «само…». Наиболее близким по смыслу, по моему мнению, есть понятие саморазвитие. Это рост Я, движение к эмоциональной и когнитивной деятельности. Также интересен мне показался следующий аспект. Прежде чем человек приступит к самосовершенствованию он должен самоопределиться. Из словаря социологии: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ (англ. self-determination) - процесс и результат выбора личностью своей позиции, целей и средств самоосуществления в конкретных обстоятельствах жизни; основной механизм обретения и проявления человеком свободы... Занимая определенную позицию, предвосхищая свое будущее, осознавая свои реальные достижения и недостатки, человек стремится к самосовершенствованию посредством собственной деятельности, общения с другими людьми. Он выступает как субъект собственного развития, определяющий свою жизненную программу. Для него возникает потребность в самосовершенствовании, в построении себя как личности. Расширение же границ собственных возможностей есть управление развитием.

Вообще, можно выделить два основных на­правления («вектора») профессионального самосовершенст­вования психолога:

1.        Постоянное улучшение своей работы, что в свою очередь, предполагает:

1)  решение проблем клиентов (в идеале - формирование у клиентов готовности к самостоятельному решению своих проблем);

2)  разработку новых методов работы;

3)  формирование в самом себе готовности к решению все более и более сложных (и интересных) психоло­гических проблем, то есть развитие себя как профессио­нала и т. п.

2.        Личностное развитие и саморазвитие в профессии.

Сама профессиональная деятельность понимается тут как одно из важных условий реализации и развития лучших творческих возможностей человека. При этом профессия «психолог» дает для этого особые возможности и перспективы и не использовать их глупо.

На высших уровнях своего проявления и профессио­нальная, и жизненная, и личностная линии развития взаи­мопроникают и дополняют друг друга.

Развитие субъекта профес­сионального самоопределения, в данном случае - психо­лога-профессионала, неизбежно проходит через кризисы, которые еще предстоит осознать, чтобы контролировать и корректировать процесс их протекания. Поскольку кри­зисы становления субъекта неизбежны, то на первый план выдвигается такое важное условие полноценного форми­рование субъекта профессионального самоопределения, как готовность клиента преодолевать эти кризисные ситу­ации. И здесь важнейшим для него становится не столько интеллект (или другие традиционно выделяемые «качест­ва»), сколько морально-волевая основа самоопределения. При этом сама воля имеет смысл лишь при осознанном выборе жизненной и профессиональной цели, а также при стремлении к этой цели.

В связи с этим возникают даже несколько парадок­сальные ситуации. Первая такая ситуация связана с час­то возникающей необходимостью психолога сознательно отказываться от тех своих желаний (и соответствующих целей), которые уже не соответствуют его изменившимся (или развив­шимся) представлениям о счастье и жизненном успехе. Здесь приходится ставить под сомнение традиционно вы­деляемое в профессиональном самоопределении и в психологии карьеры требование всегда учитывать жела­ния самоопределяющегося человека.

Другая ситуация связана с необходимостью отказывать­ся от учета имеющихся способностей и возможностей для достижения профессиональных и жизненных целей. Поскольку способности не только меняются сами в ходе развития самоопределяющегося человека, но и изменяются им самим (или с помощью своих друзей и преподавателей) произволь­но, то традиционное «могу» также ставится под сомнение. Если мы основываемся в своих рассуждениях на «морально-волевую» составляющую субъектности, то должны ори­ентироваться на неизбежное изменение имеющихся способ­ностей («могу») в результате волевых усилий развивающего­ся субъекта профессионального самоопределения.

Сомнения вызывает и традиционно выделяе­мое в профессиональном самоопределении «надо», то есть учет потребности общества («рынка труда») в данной про­фессии в том, какой она «должна быть». Неясно, кто опре­деляет это «надо» и всегда ли оно вызвано объективными социально-экономическими обстоятельствами. Но можно предположить, что развитый субъект самоопределе­ния должен самостоятельно определять, что является «должным» и «сущностным» как для своего собственного развития, так и для развития об­щества, а не просто подстраиваться под конъюнктуру «рынка труда» и имеющиеся общественные предрассуд­ки. Все это также предполагает у психолога (а также и у самооп­ределяющегося студента) развитую волю, то есть его го­товность самостоятельно ориентироваться в обществен­ных процессах, преодолевая стереотипы об­щественного сознания.

Что касается студентов-психологов, то процесс активизации размышлений над вышеописанными проб­лемами предполагает особое участие в этом преподавателей и научных руководителей, однако студенту-психологу необходимо прежде всего самому ста­вить перед собой подобные вопросы и пытаться искать на них ответы. Если же студент находит среди пре­подавателей настоящего учителя, то между ними могут возникать интересные диало­ги. При этом поначалу инициатива может исходить от пре­подавателя, который фактически превращается в профконсультанта, помогающего будущему психологу выстраивать перспективы своего профессионального и личностного развития. Такая помощь преподавателя-консультанта (или науч­ного руководителя) предполагает у него развитую профес­сиональную этику, то есть сведение к минимуму манипуля­цию сознанием студента. Но реально вообще отказаться от манипуляции невозможно, например, немало ситуаций; когда «разочаровавшийся» во всем и вся студент-психолог просто неопытен или находится в состоянии аффекта. В этих и подобных случаях определенная ответственность за принятие решений ложится на научного руководителя и тогда неизбежными становятся «субъект-объектные» отношения между ним и студентом. Но и здесь возникает парадоксальная ситуация: преподаватель-профконсультант может и не занимать активную позицию в своей работе, то есть он может отказаться от права быть полноценным субъектом своей профессиона­льной деятельности. На практике это не только возможно, но часто и делается.

Естественно, все сказанное относится и к самому са­моопределяющемуся студенту-психологу (тем более, что преподаватели и научные руководители, действительно, формально «не обязаны» выступать в роли таких «помощ­ников» и «профконсультантов»). В немалой степени студент-психолог сам должен выступить по отношению к сво­им проблемам в роли такого «самому-себе-профконсулътанта». Очень важно при этом быть готовым к преодолению внутреннего кризиса учебной деятельности.

Суть этого кризиса выражается в нарушении гармонии и возникающем на этой основе про­тиворечии между разными составляющими или разными линиями развития. Главная проблема кризиса - осознание этих противоречий и грамотное управление этими противоречивыми процессами. Таким образом, чем в большей степени эти противоречия осознаются самоопределяющим­ся человеком (студентом или молодым психологом), а так­же осознаются всеми, кто стремится помочь психологу в его профессиональном становлении, тем в большей степени они становятся управляемыми.

Кратко можно обозначить следующие варианты про­тиворечий самоопределяющейся личности:

1.  Противоречие между половым и социальным развитием человека (по Л. С. Выговскому).

2.  Противоречие между физическим, интеллектуаль­ным  и  гражданским,  нравственным развитием  (по Б. Г. Ананьеву).

3.  Противоречия между разными ценностями, противоречия несформированной ценностно-смысловой сфе­ры личности (по Л. И. Божович, А. Н. Леонтьеву).

4.  Проблемы, связанные со сменой ценностных уста­новок во взрослые периоды развития субъекта труда (по Д. Сьюперу, Б. Ливехуду, Г. Шихи).

5.  Кризисы идентичности (по Э. Эриксону).

6.  Кризис, возникающий в результате существенного рассогласования между «реальным Я» и «идеальным Я» (по К. Роджерсу).

7.  Кризис между ориентацией на общепринятый «жиз­ненный успех» и ориентацией на поиск уникального и неповторимого пути самосовершенствания (по А. Маслоу,
В. Франклу, Э. Фромму, Ортеге-и-Гассетуащр.).

8.  Кризисы возрастного развития, основанные на про­тиворечии мотивационной и операциональной линий раз­вития (по Б. Д. Элъконину).

9.         Кризисы собственно профессионального выбора, основанные на противоречии «хочу», «могу» и «надо» (по Е, А. Климову) и др.

Можно выстроить один из возможных вариантов «про­странства» профессионального и личностного самоопреде­ления, где условно выделяются следующие «координаты»:

1.        По вертикали — линия ориентации самоопределяю­щегося человека (психолога) на «альтруизм» или на «эгоизм»;

2.        По горизонтали — линия ориентации на «нормы обыденного сознания» (когда счастье и профессиональ­ный «успех» выстраиваются но «готовому образцу») или
ориентация на «уникальность» и «самобытность» (когда человек стремится прожить неповторимую и неповторяемую профессиональную жизнь).

Так же можно обозначить разные линии профессио­нального развития, например, воспользоваться традици­онно выделяемыми в профессиональном самоопределе­нии профессиональные намерения («хочу»), профессио­нальные возможности («могу») и осознание потребности в данной профессиональной деятельности со стороны об­щества или объективной потребности для себя лично («надо»). Тут речь все-таки идет о развивающих­ся и меняющихся «хочу», «могу» и «надо», а не о стабиль­ных образованиях.

Ecть не­которое противоречие (рассогласование) в направлен­ности «хочу» (больше ориентированной на «альтру­изм»), с одной стороны, и, с другой стороны, «могу» и «надо», больше ориентированных на «уникальность», которая не всегда может соотноситься с «альтруистиче­ской» ориентацией (в этом примере ориентация на «уникальность» как бы «разрывается» между альтру­истической и эгоистической ориентациями, что уже мо­жет породить некоторый внутренний конфликт). Кроме того, есть некоторое несоответствие самой величины век­торов «могу» и «надо» (в этом примере «надо» имеет бо­лее выраженную ориентацию). И как уже отмечалось ра­нее, рассогласованность «хочу», «могу» и «надо» неизбеж­но требует их коррекции и развития, а не просто «учета» при планировании своих перспектив, как это делается в традиционных профориентационных подходах.

Грамотный и творческий психолог должен постоянно искать все новые пути и варианты «пространств», отбирая для себя лишь самые подходящие направления своего развития. Эти направления также должны быть соотносимы с достойными целями и идеями.

 

Категория: Психология | Добавил: Юлия (09.10.2008)
Просмотров: 5094 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:

Copyright MyCorp © 2024