ТОТ ДЕНЬ, КОГДА ВЫ ПОЛНОСТЬЮ ВОЗЬМЕТЕ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СВОЕ СОБСТВЕННОЕ БУДУЩЕЕ И ПРЕКРАТИТЕ ИСКАТЬ ОПРАВДАНИЯ СОМНЕНИЯМ, СТАНЕТ ДНЕМ НАЧАЛА ДВИЖЕНИЯ К ВЕРШИНАМ!!!
Питер Пол
...
Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади. Герберт
В кратком оксфордском словаре глагол coaching
определяется как "наставлять, тренировать, воодушевлять". К
сожалению, никакого достойного русского варианта до сих пор никому придумать не
удалось. Эта профессия начала сформировываться в начале 80-х годов и до сих пор
официально не «утверждена».
Это вид консалтинговой деятельности,
достаточно распространенный на Западе, позволяющий точно понять, какие навыки,
знания, управленческие качества необходимы топ-менеджеру, и обеспечить его
индивидуальное развитие. И если для России коучинг пока экзотика, то на Западе
удивление вызывают руководители, у которых нет личного бизнес-тренера, личного
коуча.
Кто такой коуч? Коуч – это профессионал,
во-первых, умеющий видеть и ценить в человеке позитивное – как в настоящем, так
и будущий потенциал. Это тот, кто видит стакан «наполовину полным», а не
«наполовину пустым». Во-вторых, коуч обладает специальными знаниями и навыками,
позволяющие помочь человеку самому увидеть и раскрыть этот потенциал за очень
короткое время.
Отношения между коучем и клиентом – это
отношения конфиденциальности, взаимного доверия и сотрудничества. Коуч не дает
советов «со своей колокольни», но он всегда готов поделиться всей имеющейся у
него информацией в различных областях своей экспертизы, с тем, чтобы
предоставить клиенту больше альтернатив для принятия наилучших решений.
Можно выделить два основных направления
коучинга:
1. Бизнес-коучинг - работа с первыми лицами, менеджерским составом,
перспективными сотрудниками или рабочими группами (командами, сотрудниками
одного подразделения, проектными группами);
2. Лайф, или личностный коучинг- обеспечение конкретных результатов в самых
различных областях жизнедеятельности человека.
КОУЧИНГ это один из подходов работы с людьми.
Коуч не дает советов, он слышит клиента и на основе этого, задавая
вопросы, создает благоприятную атмосферу в сознании человека. Что позволяет
сгенерировать видение и найти наилучший выход из любой ситуации и построить
путь к цели и даже к своей мечте. И самое главное коуч готов пройти этот путь
вместе с клиентом поддерживая его в нужные моменты! Во время встреч коуч
пользуется разнообразными техниками, мотивирующими клиента и продвигающими его
по шагам от формулирования запроса и цели к поиску различных вариантов решений,
затем и к воплощению этого сценария в жизнь. Среди техник - фокусирующие
вопросы, «мозговые штурмы», анализ жизненного баланса, логические уровни,
стратегии творчества, специальные техники НЛП и многое другое.
Взаимоотношения коучинга предполагают высокую
взаимную ответственность и обоюдную заинтересованность в достижении результата.
Коуч дает «домашние задания», которые клиент честно выполняет. Коуч может
просить клиента заполнять разнообразные формы – для повышения эффективности
процесса коучинга. Между сессиями коуч и клиент поддерживают регулярную и
неограниченную связь.
Во время процесса коучинга, вокруг человека
начинают происходить буквально «чудеса»: «неожиданно» открываются новые
возможности, поступают новые предложения, изменяются окружающие люди и
обстоятельства. В действительности это сам человек своим изменившимся позитивным
и творческим отношением к жизни начинает притягивать к себе благоприятные
обстоятельства. Это происходит на уровне подсознания, как индивидуального, так
и коллективного – так называемых «синергетических потоков». Так что коучинг –
это настоящее волшебство, но волшебство, основанное на самых тонких методах
современной науки.
Вместе с тем изменения не всегда происходят
гладко. Коучинг – это особый способ мышления, новый стиль жизни, процесс
обучения новому отношению к жизни, и в процессе обучения могут происходить
взлеты и падения. Нередко энтузиазм может несколько спадать где-то на 4-8-й
неделе коучинга. Но коуч всегда рядом: он хорошо осведомлен об этих
подводных камнях и помогает успешно обойти их.
Коучинг - партнерское взаимодействие, а не
обучение или наставничество, и основано оно на ответственности клиента за
процесс достижения результата, с одной стороны, и приверженности коуча целям
клиента, с другой. Поэтому, основной критерий оценки работы - достижение
конкретных, заранее оговоренных, целей клиента.
Отличия коучинга от консультирования,
психотерапии, работы спортивного тренера.
1. Коучи не проводят экспертного
консультирования. Они помогают клиентам найти их собственные пути и способы
достижения целей, развить необходимые навыки и умения. Коучи эксперты в том,
как задавать сильные вопросы, которые помогают человеку совершать открытия,
вносят большую ясность, пробуждают осознание, желание действовать и продвигают
человека к его целям.
2. В коучинге работа начинается в сейчас и
она устремлена в будущее. Коучи помогают клиентам прояснить свои истинные
ценности и намерения, создавать видение будущего и разрабатывать план действий
по достижению целей. Коучинг не работает с травмами и болью прошлого.
3. В коучинге не существует инструктирования.
Клиент сам выбирает то, над чем он будет работать.
Почему работает коучинг? Во-первых, эффект синергии - коуч и клиент - это
команда. И как для любой эффективной команды необходима синергия, без нее
невозможен коучинг. Синергия - это когда один плюс один равняется трем,
четырем, а может и больше. Те, кто создает команды и работал в командах знают,
что это такое. И именно по этой причине люди любят объединяться. Во-вторых,
коуч не является элементом системы. И именно это позволяет ему создавать то
пространство, в котором человек может находить альтернативные взгляды и
решения. В-третьих, коуч помогает четко определить цели, создать план,
вдохновляет и поддерживает на этапе реализации, дает обратную связь.
В-четвертых, благодаря коучингу, человек развивает новые способности и навыки,
которые увеличивают его эффективность.
Таким образом, коучинг направлен на трансформацию устаревших
представлений об эффективности деятельности как отдельного человека, так и
целого коллектива, выработку новых стратегий поведения человека.